<В предлагаемой статье мы попытались остановиться лишь на тех эпизодах, которые не получали ранее должного освещения, а также ввести в научный оборот некоторые документы, полученные в ходе поисковых экспедиций последних лет.
После неудачной попытки остановить наступающего противника на линии Турецкого вала, командование Крымского фронта вынуждено было принять решение об оставлении Керченского полуострова. Учитывая сложившуюся ситуацию, был отдан приказ о последовательной обороне двух рубежей, оборона первого из которых (м.Тархан - пос.Катерлез - Керчь-порт) была уже нереальной ввиду захвата к этому моменту противником большей его части. Поэтому бои, позволившие выиграть время для эвакуации основной массы войск, развернулись на рубеже: высоты 95,1 - 133,3 – Аджимушкай - Колонка, удержание которого «во что бы то ни стало» ранее было возложено на 51-ю армию.
Общее руководство обороной этого участка было возложено на начальника отдела боевой подготовки штаба Крымского фронта полковника П. М. Ягунова, который 14 мая был назначен заместителем начальника штаба фронта и в этот же день начал формировать отдельные батальоны и ударные группы из личного состава резерва. Основу этого отряда, кроме командиров и политработников резерва и личного состава 1-го фронтового запасного полка, составили несколько сотен курсантов военных училищ, бойцы и командиры 276-го стрелкового полка НКВД и 95-го пограничного полка, 1-й и 2-й батальоны которого закрепились на позициях севернее Аджимушкая, а также военнослужащие различных родов войск из частей и соединений фронта, которые «уже 13 мая стали заполнять проходы каменоломен».
Ко второй половине 14 мая отряд полковника Ягунова насчитывал около 4000 человек, причем отдельные роты были сформированы сплошь из комсостава. Однако положение осложнялось острой нехваткой оружия, даже стрелкового. По воспоминаниям младшего лейтенанта С. С. Шайдурова, «… Резерв комсостава совершенно не был вооружен. Личное оружие было только у работников штаба и очень немногих из резерва. К началу боев в непосредственной близости к катакомбам часть резерва удалось вооружить за счет излишнего (выносимого) оружия отступающих частей. Это были винтовки, карабины, ручные пулеметы, несколько станковых пулеметов, гранаты, 50-мм минометы». Все средства огневой поддержки, имеющиеся в распоряжении полковника Ягунова, - минометы, противотанковое орудие и несколько расчетов ПТР - были направлены в район Царского кургана для прикрытия танкоопасного направления южнее поселка, и создания хотя бы видимости прочного стыка с отрядами и группами 44-й армии, сражавшимися в районе Колонки.
В первый бой отряд полковника Ягунова вступил к исходу дня 14 мая, когда противник стремительно продвинулся в обход пос. Катерлез и неожиданно вышел к Аджимушкаю, мимо наших разрозненных частей, оставивших свои позиции в районе Багерово и отходивших в северо-восточном направлении. В ходе контратаки, предпринятой отрядом Ягунова совместно с частями 157-й стрелковой дивизии, враг был остановлен, а затем и отброшен, потеряв 3 танка и много стрелкового оружия.
В течение последующих дней советские войска вели активную оборону на этом рубеже, выигрывая время и надежно прикрывая переправы с севера.
К исходу 17 мая противник захватил пос. Маяк и Жуковку, в ночь на 18-е прорвал оборону в районе завода им. Войкова, после чего Аджимушкай был полностью окружен. 18-19 мая ценой невероятных усилий нашим войскам удавалось удерживать лишь узкую полоску берега в районе Еникале, где бои не стихали до утра 20 мая, когда отсюда на судах были вывезены последние защитники.
Благодаря героизму, высокому мужеству бойцов и командиров арьергардов, заметную роль среди которых сыграл отряд полковника Ягунова, из района Керчи удалось эвакуировать не менее 120000 человек, в том числе десятки тысяч раненых и часть боевой техники и имущества. Но даже тогда, когда переправа была закончена, на последних рубежах обороны Крымского фронта продолжались бои.
Отряд полковника Ягунова также, как и части и соединения 44-й армии, согласно приказу командующего фронтом, должен был держаться до «особого распоряжения», которого Ягунов так и не получил.
Поскольку прорвать кольцо окружения не удалось, для полковника Ягунова и его ближайшего окружения на первый план неизбежно выходил вопрос – что делать дальше? После военного совета, проведенного в каменоломнях, среди старших командиров утвердилось мнение о необходимости продолжить борьбу, спустившись под землю и создав сильный очаг сопротивления. К этому времени подземные выработки уже стали укрытием для бойцов сводных отрядов, не имевших сил удерживать пос. Аджимушкай и совершавших неожиданные отчаянные вылазки, то отбивая у врага территорию над каменоломнями, то вновь оставляя ее и уходя под землю.
Результатом решения, принятого на военном совете, стал приказ, объявленный утром 21 мая 1942 г. в Центральных каменоломнях, о создании «участка обороны Аджимушкайских каменоломен» («полк обороны Аджимушкайских каменоломен им. Сталина»). Видимо, к этому моменту командование создаваемого подземного гарнизона уже знало или догадывалось, что переправа войск Крымского фронта закончилась, и попытки прорыва к берегу пролива потеряли смысл.
Как вспоминали некоторые участники обороны, в первые же дни была организована медицинская служба и взята под контроль работа госпиталей. Видимо, это было вызвано острой необходимостью, так как под землей оказалось довольно много раненых, которых не успели вывезти к переправам, и число их увеличивалось с каждым днем в ходе ожесточенных боев на поверхности.
Сразу же после объявления приказа началось формирование подразделений и служб, в связи с чем произведен учет бойцов и командиров, находившихся под землей. Записи производились по установленной форме в большие тетради и составлялись общие списки, машинописные копии которых передавались в штаб. На основании этих списков всем были выданы личные знаки – пропуска, служившие для предъявления при передвижении внутри каменоломен.
Весь личный состав, насчитывающий по разным данным от 15000 до 5000 человек, был разделен на батальоны. Кроме стрелковых батальонов в подземном гарнизоне были созданы и отдельные службы: связи, тыла, группа разведки, химотдел, особый отдел, военная прокуратура и военный трибунал.
продолжение...
Если Вы стали свидетелем происшествия, или знаете о предстоящем событии, а также располагаете интересными фотографиями,
звоните
+7-(978)-853-94-44,
пишите info@kerch.com.ru и Ваша информация появится на сайте KERCH.COM.RU.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях
ВКонтакте,
Одноклассники,
YouTube,
Telegram